08.06.2008
автор: old man
источник: http://www.darkside.ru/album/13955/
Музыканты курганской неофольк-группы ГРОМОВНИК Евгений Власкин и Виктор Базанов попробовали свои силы и на стезе пэган-метал, записав в 2005-2006 годах дебютный альбом проекта НАВЬЯ. Впрочем, назвать музыку «КОЛОКОЛЬЦЕВ МАР» металлом было бы не совсем верно. Скорее, Евгений и Виктор в своем творчестве используют его элементы: дисторшированные гитары, скриминг-вокал, - вкладывая в них свой собственный смысл.
Если подходить к этому альбому с позиций ортодоксального «металлиста», то ничего кроме разочарования испытать не придется. Саунд откровенно плавает, гитары звучат просто примитивно, ритм-секция запрограммирована откровенно небрежно, скриминг Евгения способен вызвать лишь улыбку – ну, просто «пингвинятник» какой-то. Но, у меня сложилось впечатление, что ребята и не собирались записывать настоящий метал-альбом. Они просто поиграли со звуком, со стилями, поэкспериментировали и посмотрели, что из всего этого получится.
А получилась в результате музыка, которой больше всего подошло бы название «ритуальная»: с привкусом шаманских камланий, с намеком на эзотерические откровения, с призывом отыскать в своем сознании таящиеся в глубине мистические знания предков. Практически все композиции альбома – это своеобразные моления, заговоры, призывы или обереги обращенные, главным образом, к темным, хтоническим силам древнеславянского пантеона. Силам, связанным со Смертью: Маре, навьям, Корочуну. Отсюда и своеобразное звучание музыки: медитативное, закольцованное, иногда подчеркнуто примитивное и очень холодное. Отсюда же и стремление использовать ледяные блэк-металлические гитары и скриминг, которые в музыке НАВЬИ, тем не менее, не играют слишком уж заметной роли. Даже в композициях, делающих акцент на «тяжелое» звучание: «Северный Путь», «Стожары», «Плач», «Так Будет» доля собственно блэк-метал не так уж и велика. В музыке дуэта преобладают атмосфера и настроение, что делает ее близкой к эмбиенту, и даже дарк-фольку.
И в таком контексте «домашнее» звучание, отсутствие должной плотности, откровенный примитивизм выглядят уже несколько иначе. Они вполне соответствуют основной идее альбома: создать у слушателя чувство сопричастности с культурой его далеких предков, реконструировать не букву, но дух древнего славянского язычества, максимально приблизиться к естественному восприятию Мира, в том числе и его темных сторон, которое было присуще дохристианскому сознанию.
И все же, музыка Виктора и Евгения остается чересчур экспериментальной и умозрительной. При всем том, что идеи, которые ребята пытались воплотить в этом альбоме, вполне ясны и понятны, их реализация выглядит далекой от идеала. Далеко не каждый станет разбираться «что, к чему, зачем и как», услышав первые две-три вещи с «КОЛОКОЛЬЦЕВ МАР»: саунд настолько грязен, что из-за него вникать в содержание музыки становится делом малоприятным, эмбиентные треки выглядят, порой, нудным гудением, а металлические не выдерживают никакого сравнения даже со второсортными аналогами.
Весь альбом целиком, конечно, дает уже иную картину, но ведь его еще дослушать до конца надо! Впрочем, нет, не надо… Последняя композиция пластинки, «Северный Штурмовик», к предыдущему ее содержанию не имеет никакого отношения – смесь nsbm и RAC со скандированием «Зиг Хайль!» на бэкграунде способна уничтожить все более-менее положительные впечатления от музыки НАВЬЯ. Это никакого отношения к миру наших предков не имеет и иметь никогда не будет. Как-то не хочется себе представлять их в строю тупых скотов, способных лишь славить Вождя, Отца Нации, Фюрера, Князя… Кого угодно! И в этом свете, весь остальной материал альбома выглядит лживым притворством, маской Локи, которая скрывает изъеденный червями череп… Ну, ладно, сделаем вид, что никогда этой песни не слышали и не станем перечеркивать все, что было сказано раньше.